Blog Archive




Ученые вплотную подошли к разгадке тайны смерти человека


Биологи шаг за шагом раскрывают тайну жизни и смерти на уровне клетки.


Новые данные о работе клеточного «рецептора смерти», как считают ученые, помогут бороться с болезнями и смертью человека.


Хотя словосочетание «рецептор смерти» звучит пугающе, оно всего лишь означает белок на клеточной мембране. До недавнего времени ученые считали основной и единственной его ролью вызывать апоптоз – запрограммированную клеточную смерть. Новые данные, которые приводят Грегори Горес (Gregory J. Gores), руководитель отделения гастроэнтерологии и гепатологии клиники Майо в Рочестере, и Мария Гвиччиарди, показывают, что все намного сложнее. «Рецептор смерти» не убивает клетку, но участвует в вынесении ей смертного приговора, сообщает Infox.ru. Впрочем, приговор может быть и оправдательным.


Рецепторы смерти (они различаются на разных клетках) относятся к семейству белков – факторов некроза опухоли. Все они содержат характерный домен – определенную последовательность аминокислот, называемую доменом смерти. Этот домен позволяет рецепторам запускать апоптоз.


Организму необходимо уничтожать клетки, зараженные вирусом, поврежденные внешними агентами, накопившие поломки ДНК вследствие старения. Для их уничтожения и включается механизм апоптоза – запрограммированной смерти. Клетка «кончает жизнь самоубийством» очень аккуратно — просто разбирается на части, окруженные кусочками клеточной мембраны, чтобы не навредить окружающим здоровым клеткам.



В принятии решения о апоптозе главная роль принадлежит «рецептору смерти», но кроме него в этом процессе еще, как большая часть из нас постоянно говорит, много участников. Само-собой разумеется, чтоб рецептор начал, стало быть, работать, ему нужно, мягко говоря, тримеризоваться (объединить три молекулы в одну) и связаться с молекулами-лигандами, которые меняют пространственную структуру белка.


После тримеризации и связи с лигандами «рецептор смерти» активирует, как все говорят, разные белки-адаптеры. Надо сказать то, что и вот, как выяснилось, конкретно на этом шаге решается судьба клеточки. Обратите внимание на то, что в зависимости от, как заведено, того, какие белки, в конце концов, вступили в игру, действия могут, мягко говоря, развиваться по двум различным путям. Надо сказать то, что а есть и белок RIP 1 (receptor-interacting protein 1), который наконец-то служит «тумблером» для переключения сценария на «смерть» либо на «жизнь».


На пути к погибели – апоптозу белки-адаптеры запускают каскад биохимических реакций, в каких основную роль играют каспазы. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что это семейство ферментов, расщепляющих белки. Всем известно о том, что они в конце концов просто разрезают белки, и клеточка, наконец, распадается на части. Как бы это было не странно, но главную роль в клеточной погибели играют каспазы 8 и 10.


По другому сценарию, в каком так сказать работают остальные белки-адаптеры, клеточка остается, стало быть, жить. Все давно знают то, что в ней также запускается каскад реакций, но итог их состоит в регуляции, как большая часть из нас постоянно говорит, клеточного деления. И даже не надо и говорить о том, что другими словами «рецептор смерти» вызывает не только лишь апоптоз, да и массу остальных действий жизнедеятельности.


Ученым известны почти все белки-участники этих действий, но далековато не все. Очень хочется подчеркнуть то, что ежели совсем разобраться в механизмах событий, вызванных сенсором погибели, то можно, стало быть, будет, в конце концов, применять его для поиска, как заведено, новейших путей исцеления различных болезней. Необходимо отметить то, что стратегия таковых путей будет как бы состоять в том, чтоб применять рецептор и, как всем известно, связанные с ними молекулы в качестве мишеней для деяния фармацевтических средств.


Нет комментариев.